Всемирный день защиты прав потребителей в 2022 году отмечается под девизом «Справедливые цифровые финансовые услуги»
Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей. Каждый год мероприятия посвящаются определенной теме. Ее определяет Всемирная организация союзов потребителей (Consumers International). В 2022 году Consumers International предложила общественности сосредоточиться на правах потребителей в сегменте цифровых финансовых услуг, поэтому Всемирный день защиты прав потребителей 15 марта 2022 года пройдет под девизом «Fair Digital Finance - «Справедливые цифровые финансовые услуги».
В условиях пандемии СOVID-19 цифровое развитие сферы услуг, в том числе финансовых является безусловным преимуществом.
Однако, в последние годы, особенно в аспекте перехода на дистанционные каналы обслуживания, оказалось очевидным, что скорость развития мошеннических систем в банковской сфере существенно превышает скорость построения защиты от таких противозаконных действий
Финансовые организации зачастую не разъясняют клиентам как эффективно и безопасно пользоваться услугой. В результате доверчивые и, в первую очередь, пожилые клиенты становятся объектом пристального интереса для мошенников.
Как показывает анализ обращений на нарушения прав потребителей при оказании финансовых услуг, поступивших в территориальные органы Роспотребнадзора, их структура и содержание на протяжении последних лет практически не меняется. Наиболее актуальными проблемами по-прежнему остаются недобросовестные практики, посягающие на следующие права потребителя:
– на безопасность услуги (хищение денежных средств со счета потребителя, взыскание задолженности).
– на свободный выбор (навязывание дополнительных услуг без согласия потребителя, отказ в предоставлении финансовых услуг, блокировка банковских карт и т. п.).
Для обеспечения прав потребителей в сфере цифровых финансовых услуг для всех требуется глобальный, совместный и скоординированный подход. Быстро развивающиеся цифровые технологии требуют новых инновационных подходов, в основе которых лежит защита и расширение прав и возможностей потребителей на рынке цифровых финансовых услуг и продуктов, считает Consumers International.
Одной из основных задач по развитию отрасли информационных технологий в России является развитие инфраструктуры электронной коммерции, которая определена в Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.11.2013 г. №2036-р.
Защита потребителей в сфере электронной коммерции обозначена среди ожидаемых результатов реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 г. № 1837-р.
В преддверии Всемирного дня прав потребителей территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Лабинском, Курганинском и Мостовском районах подготовлен план мероприятий. Среди основных мероприятий, которые продолжатся до 25.03.2022г., обозначены следующие: «телефонные горячие линии» по вопросам защиты прав потребителей, проведение различных тематических потребительских уроков-лекций по актуальным аспектам обеспечения защиты прав потребителей.
Обратиться с вопросами граждане могут по телефонам «горячей линии» в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора в Лабинском, Курганинском и Мостовском районах по тел. 8(86169)74430, 74496, а также в консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» тел. 8(86169)74325.